Как в России поначалу назывался паровоз

  Разное

Когда отец и сын Черепановы впервые в России построили машину, способную двигаться по рельсам благодаря силе пара, они не стали выдумывать для нее новое название, а использовали уже привычное слово «пароход».

Как в России поначалу назывался паровоз

Инструкция 1 «Дым столбом — кипит, дымится пароход. Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье, православный веселится наш народ. И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле», — такие слова звучат в известной «Попутной песне» Нестора Кукольника и Михаила Глинки. Никакой ошибки нет: в первой половине XIX века самоходные паровые машины в России действительно называли пароходами. Правда, недолго, всего три года, но факт успел попасть в анналы истории вместе с популярной песней. Как в России поначалу назывался паровоз 2 Для первых чудо-машин меткое название нашли не сразу. В официальных отчетах и инженерных документах их именовали самокатными паровыми машинам, паровыми фурами, даже паровыми телегами, каретами и экипажами. А журналисты тех лет старались перещеголять друг друга в эпитетах для изобретения: то «диким зверем» называли, то «железным исполином». 3 Понятно, что «пароход» нёс более понятный обывателю смысл — машина, которая «ходит паром». Оставалось лишь изменить второй корень, ведь главное в нем то, что он везет. Так и появилось наконец слово «паровоз». 4 Впервые его напечатали в газете «Северная пчела» в 1837 году: «Вот идет паровоз с трубою, из которой валит дым; машина тащит за собою несколько повозок, в которых помещается более 300 человек, сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст». Так что условным автором слова считают издателя газеты Николая Греча. В том же году новый термин использовал в своем отчете для Императорского кабинета Франц Антон фон Герстнер, строитель первой в России железной дороги от Павловска до Царского Села. Вслед за большим начальником слово стали применять чиновники помельче, и вскоре оно стало привычным для любого жителя страны. 5 Кстати, несмотря на изобретение Черепановых, первыми по российским рельсам пустили машины, купленные за границей. А там их именовали локомотивами.