Как выделить основные мысли

  Образование

Выделение основных мыслей позволяет лучше понять, запомнить и усвоить текст. При этом проникновение в наиболее важные идеи автора нередко во многом зависит от личности читателя, от его опыта, жизненных установок, способности к обобщению и уровня культуры.

Как выделить основные мысли

Инструкция 1 В одном абзаце, как правило, содержится только одна главная мысль, иначе текст не был бы разделен автором именно таким образом. Остальные мысли раскрывают, дополняют, подкрепляют основную идею, или же подводят к ней. Научившись выделять и пересказывать ключевую идею своими словами, можно значительно улучшить качество усвоения текстов. 2 Если вы плохо знакомы с темой, вам может показаться, что «основных мыслей» очень много. В обратном случае, если текст для вас слишком прост или слишком хорошо знаком, он может казаться вам «пустым» и несущественным. Нужно учиться преодолевать в себе и первый, и второй варианты заблуждения. 3 Чаще всего основные мысли подаются через одно предложение, в явном виде. Однако иногда они могут быть выражены неявно, посредством изложения фактов в нескольких предложениях. В первом случае автор так или иначе выделяет главную мысль среди других, акцентирует внимание читателя на ней (возможно, даже неоднократно). Нередко он подводит к выводу при помощи вспомогательных слов: «итак», «таким образом», «следовательно», «в результате» и т. д. 4 Неявно основная мысль может быть представлена в виде коротких умозаключений, формул, чисел или тезисов. Таким образом активизируется мышление читателя, которому предлагается самостоятельно, на основе материала из абзаца, «подойти» к основной мысли и сформулировать ее. 5 Навык выделения ключевых мыслей текста требует от читателя определенной тренировки. Несмотря на то, что разные люди, особенно если речь идет о людях разных возрастов, могут совершенно по-разному воспринимать один и тот же текст, это не значит, что главный смысл произведения всегда лишен объективного значения и зависит лишь от субъективного подхода. Различия, появляющиеся при прочтении, колеблются в пределах, «заданных» произведением, и ничего чуждого ему приписано быть не может.