Как правильно составить бизнес-план

  Бизнес

Человек, занимающийся бизнесом, стремится к тому, чтобы его компания процветала. Для анализа деятельности, выявления проблем, поиска альтернативных решений необходим грамотно составленный бизнес-план. Это документ, в котором прописаны ответы на все управленческие вопросы. Если вы хотите привлечь инвесторов, вы обязательно должны составить бизнес-план.

Как правильно составить бизнес-план

Инструкция 1 Бизнес-план состоит из нескольких частей — титульный лист, информация о компании, резюме, анализ деятельности и рисков, стратегические решения, производственный и финансовой план, приложения. Прежде всего подумайте, что вы будете писать в данном документе, сделайте пометки в черновике, например, вы можете описать кратко проблемы, подумать о способах их решения. Если у вас в организации есть финансовый отдел, при составлении бизнес-плана советуйтесь с финансистами, анализируйте показатели. 2 Начните документ с оформления титульного листа. Здесь вы должны указать наименование компании (согласно учредительным документам), контактные данные (адрес организации, телефон, факс, электронную почту), ФИО собственников, дату создания бизнес-плана. 3 Следующий раздел — информация о компании. Опишите историю создания компании, обозначьте цели и задачи, укажите сильные и слабые стороны. В этом же разделе вы должны описать методы ведения налогового и бухгалтерского учета, описать производственные и технологические процессы. 4 Перед тем как перейти к составлению маркетинговой части бизнес-плана, изучите рынок, выявите потенциальных клиентов, проанализируйте работу ваших конкурентов. Этот раздел следует начинать именно с описания рынка сбыта, например, вы можете написать о составе и механизме действия рынка, указать цены на продукцию и услуги. Также в данной части документа вы должны описать работу своих конкурентов, например, как они продвигают товар, как выглядит их продукция и т. д. 5 После того как рынок изучен, переходите к прогнозированию. Помните, что прогноз должен быть составлен помесячно, причем разбит на 3 сценария: реалистический, оптимистический и пессимистический. 6 В маркетинговой части документа опишите план продвижения товара. Вы должны дать ответы на такие вопросы: как люди узнают о вашем товаре (услуге); каким образом вы будете продавать товар; сколько средств вы готовы выделить на рекламу; как будет выглядеть ваша продукция. 7 В следующем разделе вы должны описать производственные мощности. Ваша цель — убедить инвесторов в том, что предприятие будет рентабельным и прибыльным. Обоснуйте требуемые ресурсы. Например, если вы будете указывать в этом разделе имеющиеся помещения, обязательно укажите условия аренды, преимущества данного месторасположения. В этой же части бизнес-плана вы должны указать затраты на сырье и материалы, на оплату труда. 8 Далее укажите все, что касается денежных средств. Здесь вы можете обозначить предполагаемые источники финансирования, составить смету затрат, предоставить информацию о расчетах по предполагаемому кредиту или займу, описать проект финансовых результатов и план движения денежных средств. 9 Оцените возможные риски. Они могут быть связаны со стихийным бедствием, инфляцией, падением спроса и т. д. Тут же опишите меры по их предотвращению или ликвидации последствий. 10 В приложении бизнес-плана вы можете включить такие документы, как результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, сертификаты на продукцию.